Рецензия на книгу "Дмитрий Дубилет. Бизнес на здравом смысле"

Однажды я приехал на встречу в головной офис ПриватБанка в Днепре, и ждал в переговорке своих собеседников. Прямо передо мной висел плакат с надписью "Ромбик - это зло!". Странно: белые стены и единственное их украшение - большой красный плакат с непонятной для меня фразой. Я понимал, что если такая надпись висит в офисе крупнейшего банка страны, то в ней безусловно есть какая-то важная мысль, однако эта мысль ускользала от меня.

За 5 минут я так и не разгадал надпись, и пришлось спросить у банкиров, что она означает. Суть следующая: в работе над интерфейсами, надо упрощать элементы и уменьшать количество действий, количество выборов. "Ромбик" - это элемент блок-схемы, который дает пользователю выбор между двумя вариантами, и таких выборов должно быть как можно меньше. Другими словами - ведите пользователя к главной цели и не заставляйте его думать, что нажать: "левую синюю кнопку или правую зеленую". Я оценил фразу и в нашем офисе вскоре тоже появилась надпись: "ромбик - это зло".

На днях, магазин book24.ua выслал мне на обзор книгу "Дмитрий Дубилет. Бизнес на здравом смысле". Автор - Тимур Ворона, он написал книгу на основе множества интервью с Дубилетом, долгое время руководившим ИТ-департаментом ПриватБанка.

Книга состоит из 50 глав, каждая из которых - идея, лайфхак или история, которыми делятся Дмитрий и Тимур.

Я не знаю, разделят ли моё мнение о книге другие читатели, но напишу его таким, какое оно есть.

Итак, о чем эта книга?

Судя по аннотации на обороте книги, это про успех молодого парня. Как он всего добился и каким стал успешным. Вот что здесь написано, сразу после перечисления проектов Дубилета:

"...Звучит как анонс истории миллионера с другого континента, воплощение "американской мечты". Но это все о 34-летнем украинском парне, который ко всему вышеперечисленному успел еще поработать и министром. Дмитрий Дубилет - один из самых медийных, позитивных и эффективных предпринимателей в стране. Кажется, все, за что он берется, у него получается. Как он добивается своего? Ответ - в этой книге."

Я знаком и с Тимуром и с Дмитрием, подписан на обоих в фейсбуке (не знаю, подписаны ли они на меня), и поэтому с самого начала постарался не примешивать свое субъективное мнение к впечатлениям от прочтения книги. Мне повезло общаться с Олегом Гороховским, Михаилом Рогальским и другими героями книги, тем увлекательнее было чтение. Однако я все время задавал себе вопрос: 
"А люди, которые не знакомы с Дмитрием - было бы им это интересно читать?"

Постараюсь ответить на этот вопрос.

Первое впечатление от книги: толстая бумага, крупный шрифт, примерно 250 страниц. Книга небольшая, прочитал ее за несколько часов. 

Что я почерпнул полезного? 

Дмитрий рассказал про свои методы работы над интерфейсами приложений и сайтов (хотя, конечно, книга - не пособие для работы над интерфейсами) и о том, почему надо упрощать элементы. Например, здесь есть глава с названием "Выбор - это зло для пользователя", читая которую, я, конечно же, вспомнил плакат с ромбиком.

Мне понравились такие подходы Дмитрия, как: "Упростить для пользователя все, что можно упростить" или "Внедрить сотрудникам KPI и отслеживать каждый этап". Некоторые главы - спорные, например: "Хотите, чтобы сотрудники исполняли инструкции до мелочей? Платите им бонусы за каждое действие". А с некоторыми идеями я в корне не согласен, например: "Доверяйте шестому чувству, а не А/В тестированию".

Из опыта работы министром, Дмитрий сумел показать, почему работа в правительстве такая сложная и медленная. Например, он рассказывает историю, как вводили акциз на алкоголь, чтобы вывести алкогольный рынок из тени, но ему начали поступать угрозы, и из-за этого пришлось нанимать охрану, и проект замедлился.

Что еще полезного? В конце книги есть список книг, которые рекомендует Дмитрий. Парочку выписал себе на будущее.

Также, Дмитрий посоветовал сервис, который позволяет забивать сочетания букв на клавиатуре, чтобы часто используемые фразы. Например, набираешь "дд", а печатается "Добрый день!". Очень удобно, когда печатаешь много текстов 
на компьютере. Делюсь - сервис называется textexpander.com, буду пробовать. Хотя я уже использую Gorgias Templates с той же целью, сравню, что лучше.

А что же насчет успеха, заявленного на обложке? 

Нам анонсировали, что Дмитрий - человек, который всего добивается. Что в 28 лет он стал ИТ-директором крупнейшего банка страны, что затем выпустил мобильный банк, у которого уже 2 миллиона клиентов. Что в 24 года он поехал учиться в Лондонскую Школу Бизнеса, и вообще - очень успешный молодой человек, воплощение "американской мечты" - то есть человек, добившийся всего сам.

А смог бы Дмитрий всего этого достичь, если бы его отец, Александр Дубилет, не был бы Председателем Правления ПриватБанка? Смог бы monobank получить 2 миллиона пользователей, если бы не деньги Александра, который соучредитель monobank?

Ответа на этот вопрос я в книге не нашел.

Дело в том, что у 99.9999% украинцев нет таких изначальных условий, как у Дмитрия. Нет папы - председателя правления банка. Нет доступа к деньгам, чтобы в 24 года заплатить 50 тысяч фунтов стерлингов за обучение в Лондоне. Вряд ли пример Дмитрия - показательный.

Про книгу

Иногда я не понимал, почему глава резко обрывается. Некоторые главы/идеи занимают всего пару абзацев и не оставили после себя никаких глубоких мыслей.
Например, глава 29 дает такую идею: "Уважайте всех коллег, без исключения, вне зависимости от занимаемой должности". 

С одной стороны, это очевидная истина для любого, но с другой - хочется узнать, что имеет в виду автор. Однако, в этой главе всего два абзаца, в первом - Дмитрий рассказывает, что всегда следит, чтобы его тон общения с подчиненными и с Владимиром Зеленским был одинаковым, а во втором - рассказал, что однажды повысил голос на сотрудника за то что тот не исправил проблему с денежными переводами. О чем глава? Какие выводы я для себя должен сделать?

Или - на фотографии справа есть еще одна глава из серии "капитан очевидность", а следующая глава - пересказ бизнес-кейса про денверский аэропорт.

Или глава/идея №8, под названием "Как продавать свои продукты и услуги корпорациям". Я сразу заинтересовался, вопрос продаж актуальный для любого бизнеса. Но внутри трех с половиней абзацев я нахожу лишь такие пустые фразы:
"Когда продаете корпорации, то все зависит от того, кто принимает решение. Если это собственник, то ваш ключевой аргумент - "стоимость пользования". С его помощью вам надо показать, что продукт или услуга приносят корпорации реальную выгоду. Все это надо доказывать на кейсах и цифрах.
С менеджментом среднего звена мотивация другая - личные знакомства, иногда возможность сыграть на внутрикорпоративных амбициях сотрудника. Каждый случай индивидуален."
Всё. Конец главы.

Но если по поводу контента у меня возникало только лишь недоумение, то к неграмотности авторов и коллектива книги у меня сложилась целая претензия.

Страница 105
"Самый известный креатив банка без приложений - это кот"
Банк без приложений?
Вы имели в виду точностью до наоборот? Банк с приложением, но без отделений?

Страница 115
"Однажды, когда еще работал в monobank, я понял, что у меня нет подчиненных. Все сотрудники - мои партнеры. Я не даю им поручения, а объясняю свою точку зрения и пытаюсь убедить в том, что она правильная."
И дальше, на той же странице:
"В monobank мы раз в месяц-полтора проводили встречи всех сотрудников и, выражаясь терминологией Google, рассказывали им, куда плывет пароход. В ПриватБанке такие встречи были раз в квартал."

Снова нестыковка - вы подчиненных убеждаете в своей точке зрения, или все-таки рассказываете им, куда плывет пароход?

Страница 118
"Корпоративную культуру ПриватБанка до национализации я бы описал английским выражением no bullshit. Суть превалировала над содержанием, не было бесконечных совещаний,..."
Постойте, что?
Суть превалировала над содержанием? Мозг пытается сообразить, это вообще как? Разве это не синонимы - суть и содержание?

Читая страницу за страницей, спотыкаешься о такие булыжники здравого смысла, и мозг закипает от того, как редакторы могли такое пропустить.

Страница 169
"Фотосъемка территории Украины в высоком качестве (30 см)."
Стоп, а куда пропала вторая часть единицы измерения? Речь про 30 см в одном пискселе? Или 30 см в одном см? Или может вообще про какие-то другие 30 см идет речь? Допустим, кто-то сможем догадаться, о каких единицах идет речь, но писать так - это просто неграмотно.

А самое ужасное - это ошибки и опечатки.

Страница 179
"Перезапустили правительственный Coll-центр". К этому моменту я уже ничему не удивляюсь. Даже незнанию простых английских слов. Coll-центр.

Однако на той же странице, дальше, я вижу пропущенную запятую в предложении: "Только на банковские комиссии из-за наличных органы исполнительной власти тратили около 60 млн грн в год" и заодно - отсутствующие две точки после слов "млн грн".
Испанский стыд.
Возможно, я придираюсь.
Вполне может быть, что большинство читателей скажут, что это отличная книга и не заметят ошибок. Возможно, я избалован, возможно, привык, что книга - это нечто серьезное и безупречное.
Но если на одной странице встречается и ошибка в слове, и пропущенные запятая и две точки, то значит, целая команда корректоров и редакторов отнеслась к своей работе неаккуратно, недобросовестно, схалтурили. 

Между прочим, в этой команде целых пять человек: редактор, литературный редактор, корректор, выпускающий редактор и руководитель редакторской команды. Это еще не считая трех человек: героя книги, автора текста и расшифровщика интервью.

Итоги работы Дубилета в правительстве. 50 проектов Дмитрия.

Я с интересом подошел к разделу "Итоги работы Дубилета в Кабмине. 50 проектов Дмитрия и его команды." Реально - было интересно, что Дмитрий сделал.

Однако снова споткнулся о текст. Например:
"Проект "Централизация бухгалтерии"."Нужно заменить "зоопарк" бухгалтерских систем на единую, а также попробовать централизовать."
Подождите, это "Итоги работы" или, все-таки, "нужно сделать" и "хотим попробовать"? Между этими понятиями огромная разница.

Дмитрий начал с действительно реализованного проекта электронного документооборота и сокращения 18 тысяч госслужащих, но дальше пишет про то, что только хочет сделать. Другими словами, о том, "как было бы здорово, если бы мы это сделали".

Продолжаю читать 50 итогов, и вот что здесь вижу:
"Этот проект я запланировал на второе полугодие 2020 года.",
"В марте должно было состояться кардинальное упрощение личной карточки госслужащего",
"Мы почти завершили производство всего бизнес-процесса и должны были завершить его в течение марта",
"Надеюсь, что в течение 2-3 месяцев все излишние отчеты будут отменены",
"Сложный проект. Его планировали запустить до конца этого года.",
"В этом году мы работали над новым законом о КабМине, который должен сделать нашу работу более эффективной",
"Считаю, что уже в этом году мы могли бы сократить количество справок на 80%",
"Зоопарк" систем для мониторинга и контроля выполнения задач нужно свести в единую систему и автоматизировать",
"Мы нашли способ, как запустить проект электронных больничных",
"Пилот должен был начаться в мае".

Или вот прекрасное (я, как иностранец, это особенно оценил):
"Мы должны были убрать процедуру, на которую всегда жаловались иностранцы из стран с упрощенныем визовым режимом. Мы планировали упростить бюрократическое получение документа на временное пребывание."
Планируемые работы Дубилета в правительстве
Большинство этих итогов можно назвать "План", "Список задач", "Мои пожелания", но никак не "Итоги".

Мне кажется, авторы не понимают значения слова "Итоги работы". Нехорошо получилось - отчитались за то, чего не сделали, а всего лишь собирались сделать.

С другой стороны, ведь если есть реальные итоги работы - почему их нельзя было разделить? Можно было сделать без притягивания за уши, допустим, "10 итогов" и "40 запланированных работ".

Финал

Финала нет. Книга просто обрывается на одной из глав, и на следующей странице авторы переходят к 50 книгам, которые рекомендует Дмитрий.

О чём была эта книга?
Зачем автор ее написал?
Какая главная (или хотя бы второстепенная) идея?
Самое важное - чего хочет Дмитрий? К чему он идет, какие у него цели?

Всего этого я так и не узнал...

Мои выводы.

Купил бы я себе такую книгу?
Честно?
Нет.

Я бы не потратил на эту книгу 250 гривен.

Книга мне досталась бесплатно, на рецензию. Вполне возможно, что после такого отзыва мне больше не будут высылать книги, а авторы и коллектив скажут мне свое мнение об этой рецензии.

Но я говорю как есть, говорю прямо.

Я читаю десятки книг в год и хочу продолжать читать хорошие книги. К сожалению, "Дмитрий Дубилет. 
Бизнес на здравом смысле" к числу хороших не относится.


Данил Тонкопий
5 мая 2020 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как американцы узнали секреты СССР по фотографии в журнале "Огонек"

Как узнать, с какой стороны у машины бензобак?

Как отключить всплывающие уведомления в Facebook Messenger?