Как выступать перед большой аудиторией (500+ человек)

Сегодня выступил на конференции «1С-Битрикс», в зале было более 500 участников (предприниматели, руководители компаний, отделов и т.д.) Практически весь зал активно участвовал, люди слушали, многие задавали вопросы и количество людей в конце выступления было больше, чем в начале. Однако, сам я понимаю, что максимального контакта с аудиторией не произошло и что в следующий раз могу выступить лучше.

У меня есть опыт более чем 500 выступлений на различных тренингах, семинарах, мастер-классах, конференциях и т.д., однако, перед большой аудиторией выступать приходится не очень часто, а этот формат в корне отличается от выступления перед 30-50 слушателями (и даже от выступления перед аудиторией в 200 человек) и вот лишь некоторые отличия:
· Если с 30-50 людьми можно общаться и достучаться до сердца каждого слушателя, то при 500 – каждому в глаза уже не заглянешь.
· С 30-50 слушателями ты находишься на близком, «интимном» расстоянии, а при 500 – между вами есть дистанция, и она играет не в пользу спикера.
· В небольшой аудитории спикер контролирует обстановку и «держит атмосферу», а при 500 слушателях – люди приходят и выходят, где-то хлопают двери, в задних рядах кто-то разговаривает, кто-то наливает кофе и ходит за рядами и, как правило, на конференциях это невозможно прекратить.

Поэтому, хочу в этой статье зафиксировать некоторые правила для выступлений именно перед большой аудиторией. Здесь нет стандартных базовых советов, которые и так понятны всем, кто выступал хотя бы пару десятков раз («заранее проверьте, что запускается видео и работает кликер», «не читайте текст со слайда», «текст должен быть не меньше 30-го шрифта» и т.д.), эта статья – для спикеров уровня «продвинутый», «выше среднего».





1. КОНТЕНТ

Точность формулировок
Каждая фраза должна быть максимально четкой, отточенной и не допускать никаких двойных толкований. Когда людей много, надо держать весь их фокус внимания. Как только спикер пускается в пространные объяснения, сразу внимание аудитории начинает утекать в сторону мобильного телефона. В маленькой аудитории легко начать общаться с каждым слушателем и тем самым вернуть внимание, в большой – это не проходит.

Держитесь цели
В маленьком зале, если вы видите, что аудитория не понимает чего-то, то можно откорректировать своё выступление и иногда даже направить его в другое русло. В большом зале – нужно более жёстко держать внимание слушателей и уверенно вести аудиторию к известной вам цели.
У вас может быть насколько целей. К примеру, такие распространенные цели:
1) дать слушателям некую идею или инструмент;
2) найти единомышленников и получить больше контактов, подписчиков в соцсетях;
3) «выйти в продажи».
Это важно: держитесь своей цели.

Четкая структура выступления
Какой бы ни была ваша презентация, она должна вести к одной главной мысли. Зрителю должна быть понятна ваша логическая цепочка, и он должен её принять. Не обязательно согласиться с ней, но быть уверенным, что ваши обоснования абсолютно крепкие, и вся структура выступления связана единым твёрдым скелетом.
Иначе – он не поверит и, опять же, потеряет к вам интерес.

Простые и понятные примеры
В презентации, каждый слайд должен быть с одним понятным сообщением. В большой аудитории, от текста на слайдах можно вообще отказаться, либо оставить только ключевые факты.
Правило «30-й шрифт» не работает: чем больше аудитория, тем больше должен быть шрифт, его должно быть видно с последнего ряда (а при 500 зрителях, «последний» – это может быть двадцать пятый или даже тридцатый ряд).

Юмор
Юмор должен быть подготовлен и проверен. Шутки могут не «зайти», если вы до этого были слишком серьезны. К каждой шутке нужна подводка, чтобы зритель понял, что это шутка. И это сейчас – не шутка, юмор в выступлении – дело серьезное.


2. СПИКЕР

Голос
Разумеется, в большом зале у спикера будет микрофон. Но даже имея микрофон, надо всё равно говорить так, чтобы тебя слышали зрители из последнего ряда. Для этого надо обращаться к зрителям из задних рядов и наполнять зал своим голосом, своей энергией.
Словом, спикера на сцене должно быть слышно.

Жесты и позы
Будьте выразительны. Издалека за вами должно быть интересно наблюдать. Да и не только издалека. Посмотрите на свои фотографии или видео с выступлений – гораздо интереснее смотреть, когда вы выражаете свою мысль всем телом, мимикой и жестами (а не только голосом и картинкой на слайде).

Темпоритм
Нельзя говорить всё время одинаково. Во время выступления надо замедляться, делать паузы, ускоряться, взрываться! Иначе зритель уснет под монотонный голос выступающего.

Доказать свою значимость
Спикеру важно быстро доказать свой бесспорный авторитет, чтобы сломать лёд недоверия большой аудитории. Если маленькая аудитория может поверить вам или довериться авансом (ведь вы в тесном контакте с ними и можете доказать свой авторитет правильными ответами на вопросы или способностью глубоко раскрыть тему), то большой зал будет скорее скептически к вам относиться, ведь у вас не будет возможности устраивать дискуссии или сильно погружаться в детали (им это быстро станет скучно). Поэтому, важно с первых секунд убедить зал в том, что вы – эксперт в своей теме.


3. АУДИТОРИЯ

Интерактивность
Спросите людей в зале, кто из какой сферы и отрасли. Дайте слушателям несколько вариантов, кто с какими целями сюда пришел, и попросите их поднять руки. Надо максимально вовлекать зрителя в процесс вашего выступления, а кроме того, при любой аудитории, спикеру важно понимать, с кем ему предстоит общаться (чтобы говорить с ними на их языке), и поэтому опросить людей необходимо в самом начале выступления.

Геймификация
Надо дать зрителю игру, чтобы «включить» его. Игрой может быть задание во время лекции или «домашнее задание» после неё. Задание должно быть простым и понятным. Одно задание – одна мысль.

Сцена
У спикера, с одной стороны, есть бесконечная свобода показывать любые слайды (в пределах разумных правил), но с другой стороны – он ограничен в ресурсах на самой сцене. Однако слайды не должны быть ярче, чем сам спикер, поэтому надо заранее продумать реквизит, который поможет выступающему проиллюстрировать свои мысли и достичь цели презентации.

Совершайте действия
Сделайте селфи с залом – люди помашут вам руками и это оживит их. Попросите случайного зрителя помочь вам с чем-то. Если это поможет презентации – пройдитесь по залу, снимите галстук или что-то совершите. Берите пример с фокусников (они так и называются, потому что работают с фокусом), держите фокус внимания аудитории и перемещайте его, не застывая на одном месте или в одной позе.



Социальность
Попросите слушателей отметиться на вашем селфи, и они найдут вас в соцсетях. Попросите их лайкнуть ваш пост – и они подпишутся на ваши обновления и останутся с вами на связи. Дайте людям ваши контакты и тогда вы достигните своей цели – получить как можно больше подписчиков и друзей в соцсетях.

А чтобы достичь своей первой цели, чтобы слушатели получили от вас важную идею или нужный им инструмент – это достигается только постоянной практикой. Практика, практика, практика. И это – последний, и самый важный совет.

Всегда ваш,
Данил Тонкопий

Популярные сообщения из этого блога

Как отключить всплывающие уведомления в Facebook Messenger?

Как узнать, с какой стороны у машины бензобак?

Как американцы узнали секреты СССР по фотографии в журнале "Огонек"