Как создать стартап?




Я создал и принимал участие в создании 8 стартапов.

В 2010 году я придумал best.ua, вложил свои деньги, привлек три раунда инвестиций и, наконец, продал. Другой мой проект, X-Rift, завоевал кучу наград на международных и региональных конкурсах, в том числе был назван "Лучшим мобильным приложением Европы и Центральной Азии". Проект mp.kz, где я отвечал за продажи, сейчас имеет оборот около 50 млн долларов в год.

Еще паре десятков стартапов я помогаю как ментор. Для других - провожу семинары "Школа Стартапа", читаю лекции в Bionic University, Microsoft YouthSpark и т.д., в общем, помогаю молодым предпринимателям разобраться в вопросах масштабирования, привлечения инвестиций и создания стартапов в целом.

Также я нахожусь и "по другую сторону" бизнеса - на стороне инвестора. В инкубатор Eastlabs я набирал молодые команды, где они получали инвестиции $20 тысяч, а недавно присоединился к венчурному фонду, который инвестирует от $300 тысяч до миллиона.

Лишь за последние полгода я изучил более тысячи проектов и пообщался более чем с 1500 основателями. Я сам являюсь предпринимателем, и поэтому хорошо понимаю их проблемы и вопросы.

В Кремниевой Долине (как и в США в целом), культура предпринимательства развивалась веками, у нас - всего лишь пару десятков лет. В русскоязычной среде нет поколений предпринимателей, которые передавали бы свои знания и опыт начинающим бизнесменам, из-за чего последние допускают одни и те же ошибки при организации своего дела. Они не знают, с чего начать, двигаются на ощупь, задают одинаковые вопросы и наступают на типовые грабли.

Западные книги рассчитаны на людей, понимающих, что такое бизнес, и когда мы читаем очередную книгу из Кремниевой Долины об успешном стартапе (взять, например, Zappos), то рассказ в них сразу начинается о том, как основатель зарабатывает деньги. Однако на моих лекциях сначала приходится обсуждать вопрос, надо ли вообще зарабатывать деньги? Можно ли выводить на рынок сырой продукт или надо сначала идеально его "отполировать"? Некоторые уверены, что до того как начать продажи, надо сперва нарастить клиентскую базу (как, например, это сделал Twitter) а в идеале, нужно вообще не думать о деньгах и сосредоточиться на росте (как Instagram).

Или другой пример. Едва ли не самый частый вопрос, который мне задают: "Как найти кофаундера?" В западных книгах основатель как-то сразу находит себе партнера в бизнес и они продолжают заниматься продажами, а у нас многие на этом спотыкаются - люди не знают, как найти соучредителя. Где его искать? Какую дать долю? Как замотивировать?

Что для западного читателя просто и естественно, для нас - неизведанная территория. На каких условиях привлекать инвестиции? Как работать с юристами? Как совместить основную работу с собственным бизнесом, и многое, многое другое. Такие вопросы я слышу изо дня в день, на лекциях, в соцсетях, в ежедневной рабочей обстановке. 

Поэтому я и решил написать книгу.


Думаю, что даже успешным проектам, которые знают ответы на большинство вопросов, будет интересно прочитать мнения и опыт из практики других предпринимателей и экспертов рынка.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как американцы узнали секреты СССР по фотографии в журнале "Огонек"

Как узнать, с какой стороны у машины бензобак?

Как отключить всплывающие уведомления в Facebook Messenger?