Рецензия: «Remote. Офис не обязателен», Д.Фрайд и Д.Х. Хенссон




Привезли мне книгу "Remote. Офис не обязателен" из магазина kniga.biz.ua на рецензию.

Вопрос удаленной работы мне интересен, потому что я сам через это прошел – работал дома, в кафе, в парках, в коворкингах, в гостиницах. Из 15 лет своей карьеры я проработал "не сидя в офисе" больше 12 лет.

Я абсолютно уверен, что лет через 30 все компании мира будут использовать удаленную работу (точно так же, как сейчас все компании используют интернет, а 30 лет назад никто про него не слышал). Поэтому тема сама по себе очень актуальная и нужная.

Хоть тема и правильная, но сама книга – слабая. Книга чересчур "for dummies": простой язык, очевидные утверждения и слишком прямолинейные выводы

Наверное, эта книга для тех, кто еще не вышел за рамки офиса и хочет убедить своего начальника, что надо работать из дома. Правда, выводы в книге зачастую необоснованные, поэтому работодатель должен быть немножечко туповат.
«Если хотите подкрепить теорию расчетами, пожалуйста. Скажем, в офисе вы можете трудиться продуктивно пять часов (ха!), а дома – шесть. То есть работать дома на 20 процентов эффективнее. Что тут скажешь?» (орфография всех цитат сохранена)

Авторы восторженно, наивно, и до надоедливости методично описывают, как прекрасна удаленная работа. Они с такой настойчивостью убеждают нас в своей правоте, словно убеждают меня бросить курить. Спасибо, я уже бросил.
«Большинство страдающих от низкой мотивации людей в первую очередь обвинят себя: "Эх, что же я такой размазня? Почему я не могу просто собраться?" Но чаще всего истина заключается в том, что проблема  не в вас, а в обстановке на работе.»
Выводы упорно подталкивают нас к одной и той же мысли, при этом авторы не брезгуют ничем:
«Если вас отвлекают от работы, дотронувшись до плеча, не лучше ли, если это будет близкий вам человек?»
Быстро стало понятно, что авторы преследуют явную и очевидную цель. Актуальный вопрос завернут в навязчивую рекламу компании 37signals и ее продуктов. Например, basecamp (инструмент для какой-то там удаленной работы) встречается примерно на каждой 10-й странице, а на одной странице - целых четыре раза. А название самой компании встречается на 270 страницах книги 41 раз.

Безусловно, у самой удаленной работы есть достоинства! Все пользуются Skype, Google Docs, GitHub и т.д. Как я уже говорил, я сам знаю предмет из практики, и учил не по книгам, как работать с удаленной командой, например, 
в моем проекте X-Rift работают люди со всего мира: Индия, Нидерланды, Дания, США, Россия, разные города Украины, но я не призываю всех и каждого полностью переходить на удаленку, как делают авторы книги,  это крайность.

Многое в книге написано верно, но некоторые пассажи заставляют плакать. Вот например из статьи, как пользоваться чатами:

«Только что закончили разработку дизайна очередного экрана? Потрясающе! Отпразднуйте это, разместив в чате аплодирующего котика. Наверняка найдутся коллеги, которые этого котика прежде не видели, и вам удастся их немного повеселить.»
А вот как надо работать с клиентами:
«Просите клиента давать комментарии, выслушивайте его соображения, ставьте ему задачи (или пусть он ставит задачи вам). Когда клиенты чувствуют себя частью проекта, на смену их тревогам и страхам приходят радостное возбуждение и признательность.» 
Хотя в интро авторы говорили, что воды не будет, вот что они пишут о подборе персонала:
«Просьба показать результаты работы легко выполнима для профессий, где естественно наличие портфолио, например дизайнера, программиста или копирайтера. В случаях, когда предоставить портфолио невозможно, возьмите задачу из реальной жизни и попросите человека решить ее.»
Спасибо, кэп!
Иногда встречаются совсем бредовые выводы:
«Бессмысленно повторять, что ориентироваться в вопросах эффективности на крупный бизнес  не самая удачная идея.»
Видимо да, крупные корпорации всегда все делали неправильно. И вообще неясно, как они доросли до таких размеров, если ничего в бизнесе не понимают.


Впрочем, есть и более серьезные претензии к авторам.
«Стоит признать, что далеко не каждый вопрос требует немедленного ответа, и в таком случае рассчитывать, чтобы коллега немедленно потратил на вас свое время,  верх наглости.»
Я и сам знаю о деловой этике. И если я руководитель, то я знаю, когда можно человека отвлекать, когда нежелательно, а когда есть действительно срочные вопросы. Но авторы мне сообщают, что «80% вопросов не настолько срочны, как кажется, и лучше задать их коллеге по электронной почте».
Идите в жопу, я сам знаю, что срочно, а что нет.

Авторы намеренно обходят стороной вопрос о том, что основной тормоз удаленной работы 
 это проблема с мотивацией. Людям нужен контроль, в большинстве случаев. Ко мне устраивался на работу (в офис) сотрудник, и когда ему сказали, что у нас жесткая дисциплина, он ответил: "Слава богу!" .

Суть трудовых отношений в том, что работодатель покупает время человека за деньги. В теории 
 все равно, где это время проводится, но на практике – далеко не все могут найти идеальный микс из мотивации и контроля. И поэтому, пока эффективность удаленного метода пока низкая, он подходит не всем сотрудникам и не во всех видах деятельности, а старый метод привычен и, главное, – он работает. Когда 15% компаний начнут использовать удаленный метод, тогда и все остальные станут так работать. 


Достоинств я нашел у книги несколько:
Отличные иллюстрации. И их очень много.
Из этого следует второе достоинство  текста мало и книга читается быстро.
Пожалуй, главная ценность книги  это перечень ссылок на инструменты удаленной работы. Хотя это список начинается с рекламы авторов, а в самом списке есть Skype, Dropbox и Google Docs, но все же есть там и несколько полезных ссылок.


Вывод:
Если вам нравится слог из приведенных выше цитат  покупайте.
Если не хотите читать рекламу basecamp, читайте лучше Rework.

Покупать книгу или нет  решайте сами.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как американцы узнали секреты СССР по фотографии в журнале "Огонек"

Как узнать, с какой стороны у машины бензобак?

Как отключить всплывающие уведомления в Facebook Messenger?