Рецензия: «Remote. Офис не обязателен», Д.Фрайд и Д.Х. Хенссон
Привезли мне книгу "Remote. Офис не обязателен" из магазина kniga.biz.ua на рецензию.
Вопрос удаленной работы мне интересен, потому что я сам через это прошел – работал дома, в кафе, в парках, в коворкингах, в гостиницах. Из 15 лет своей карьеры я проработал "не сидя в офисе" больше 12 лет.
Я абсолютно уверен, что лет через 30 все компании мира будут использовать удаленную работу (точно так же, как сейчас все компании используют интернет, а 30 лет назад никто про него не слышал). Поэтому тема сама по себе очень актуальная и нужная.
Хоть тема и правильная, но сама книга – слабая. Книга чересчур "for dummies": простой язык, очевидные утверждения и слишком прямолинейные выводы
«Если хотите подкрепить теорию расчетами, пожалуйста. Скажем, в офисе вы можете трудиться продуктивно пять часов (ха!), а дома – шесть. То есть работать дома на 20 процентов эффективнее. Что тут скажешь?» (орфография всех цитат сохранена)
Авторы восторженно, наивно, и до надоедливости методично описывают, как прекрасна удаленная работа. Они с такой настойчивостью убеждают нас в своей правоте, словно убеждают меня бросить курить. Спасибо, я уже бросил.
«Большинство страдающих от низкой мотивации людей в первую очередь обвинят себя: "Эх, что же я такой размазня? Почему я не могу просто собраться?" Но чаще всего истина заключается в том, что проблема – не в вас, а в обстановке на работе.»
Выводы упорно подталкивают нас к одной и той же мысли, при этом авторы не брезгуют ничем:
«Если вас отвлекают от работы, дотронувшись до плеча, не лучше ли, если это будет близкий вам человек?»
Быстро стало понятно, что авторы преследуют явную и очевидную цель. Актуальный вопрос завернут в навязчивую рекламу компании 37signals и ее продуктов. Например, basecamp (инструмент для какой-то там удаленной работы) встречается примерно на каждой 10-й странице, а на одной странице - целых четыре раза. А название самой компании встречается на 270 страницах книги 41 раз.
Безусловно, у самой удаленной работы есть достоинства! Все пользуются Skype, Google Docs, GitHub и т.д. Как я уже говорил, я сам знаю предмет из практики, и учил не по книгам, как работать с удаленной командой, например, в моем проекте X-Rift работают люди со всего мира: Индия, Нидерланды, Дания, США, Россия, разные города Украины, но я не призываю всех и каждого полностью переходить на удаленку, как делают авторы книги, – это крайность.
Многое в книге написано верно, но некоторые пассажи заставляют плакать. Вот например из статьи, как пользоваться чатами:
«Только что закончили разработку дизайна очередного экрана? Потрясающе! Отпразднуйте это, разместив в чате аплодирующего котика. Наверняка найдутся коллеги, которые этого котика прежде не видели, и вам удастся их немного повеселить.»
А вот как надо работать с клиентами:
«Просите клиента давать комментарии, выслушивайте его соображения, ставьте ему задачи (или пусть он ставит задачи вам). Когда клиенты чувствуют себя частью проекта, на смену их тревогам и страхам приходят радостное возбуждение и признательность.»Хотя в интро авторы говорили, что воды не будет, вот что они пишут о подборе персонала:
«Просьба показать результаты работы легко выполнима для профессий, где естественно наличие портфолио, например дизайнера, программиста или копирайтера. В случаях, когда предоставить портфолио невозможно, возьмите задачу из реальной жизни и попросите человека решить ее.»Спасибо, кэп!
Иногда встречаются совсем бредовые выводы:
«Бессмысленно повторять, что ориентироваться в вопросах эффективности на крупный бизнес – не самая удачная идея.»
Видимо да, крупные корпорации всегда все делали неправильно. И вообще неясно, как они доросли до таких размеров, если ничего в бизнесе не понимают.
Впрочем, есть и более серьезные претензии к авторам.
«Стоит признать, что далеко не каждый вопрос требует немедленного ответа, и в таком случае рассчитывать, чтобы коллега немедленно потратил на вас свое время, – верх наглости.»Я и сам знаю о деловой этике. И если я руководитель, то я знаю, когда можно человека отвлекать, когда нежелательно, а когда есть действительно срочные вопросы. Но авторы мне сообщают, что «80% вопросов не настолько срочны, как кажется, и лучше задать их коллеге по электронной почте».
Идите в жопу, я сам знаю, что срочно, а что нет.
Авторы намеренно обходят стороной вопрос о том, что основной тормоз удаленной работы – это проблема с мотивацией. Людям нужен контроль, в большинстве случаев. Ко мне устраивался на работу (в офис) сотрудник, и когда ему сказали, что у нас жесткая дисциплина, он ответил: "Слава богу!" .
Суть трудовых отношений в том, что работодатель покупает время человека за деньги. В теории – все равно, где это время проводится, но на практике – далеко не все могут найти идеальный микс из мотивации и контроля. И поэтому, пока эффективность удаленного метода пока низкая, он подходит не всем сотрудникам и не во всех видах деятельности, а старый метод привычен и, главное, – он работает. Когда 15% компаний начнут использовать удаленный метод, тогда и все остальные станут так работать.
Отличные иллюстрации. И их очень много.
Из этого следует второе достоинство – текста мало и книга читается быстро.
Пожалуй, главная ценность книги – это перечень ссылок на инструменты удаленной работы. Хотя это список начинается с рекламы авторов, а в самом списке есть Skype, Dropbox и Google Docs, но все же есть там и несколько полезных ссылок.
Вывод:
Если вам нравится слог из приведенных выше цитат – покупайте.
Если не хотите читать рекламу basecamp, читайте лучше Rework.
Покупать книгу или нет – решайте сами.
Комментарии
Отправить комментарий